Консультации нейропсихолога

Нейропсихолог: кто такой и зачем нужен?

Если про Вашего ребенка можно сказать : «Умный, но рассеянный», «всё знает, но делает глупые ошибки», «витает в облаках», «мог бы учиться отлично, но что-то мешает».
«Не может заниматься одним делом», «не усадишь за спокойное занятие», «умный, но там, где дело не касается учебы», то ему необходима консультация нейропсихолога.
Именно таким детям помогает этот специалист. Он проводит диагностику и коррекционные занятия, помогает преодолеть трудности в овладении письмом, чтением, счетом.

Как проходит диагностика?

Нейропсихологическая диагностика представляет собой безаппаратный, психологический метод исследования. Ребенку предлагаются определенные задания и упражнения, созданные основоположником нейропсихологии отечественным ученым А. Р. Лурия и адаптированные детскими психологами для детского возраста, т.е.  в игровой форме.

Пройти диагностику у детского нейропсихолога полезно любому ребенку от 5 до 10 лет, и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет): своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция детей поможет им преодолеть эти трудности.

Диагностика проводится в присутствии родителей. По результатам обследования детский нейропсихолог делает  вывод об актуальном состоянии высших психических функций (ВПФ): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения ребенка в школе.

По итогам обследования проводится консультация детского нейропсихолога с родителем, в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации и намечается курс коррекционной работы, при необходимости.

Диагностика длится   1 час 30 минут.

Что такое нейропсихологическая коррекция и из чего она состоит?

Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:

  • снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
  • нарушение мыслительной деятельности;
  • недостатки в речевом развитии;
  • снижение функции внимания и памяти;
  • несформированность пространственных представлений;
  • недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности и т.д.

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Каждое занятие включает в себя двигательную часть (сенсомоторная коррекция) и когнитивную (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка), а также элементы дыхательной гимнастики и  телесно-ориентированной терапии.

Один курс  из 25 занятий, которые проводятся 2  раза в неделю. Количество курсов (в среднем от одного до трех)  назначается с учетом выраженности проблем в психическом развитиии ребенка, исходя из результатов диагностики. Продолжительность занятия составляет 60 минут (45 минут занимается ребенок и 15 минут отводится на объяснение родителям домашнего задания).

На первом занятии обязательно присутствие мамы или другого взрослого, который в течение всего коррекционного курса будет выполнять с ребенком домашние задания и рекомендации специалиста

В течение первой половины курса коррекционных занятий возможен некоторый регресс: появление или усугубление ошибок, ухудшение поведения. Эти проявления исчезают в процессе дальнейших коррекционных занятий.

Первые результаты коррекционных занятий чаще всего видны уже после 7-10 занятий.

В целом нейропсихологическая диагностика и коррекция детей  позволяет ребенку эффективным образом преодолеть трудности обучения, а также стабилизирует эмоциональный фон, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает потенциальные возможности ребенка.

С детьми какого возраста работают нейропсихологи?

Чаще всего родители приходят к нейропсихологу, когда у ребенка начинаются первые школьные неудачи. Но чтобы предотвратить проблемы, лучше показать малыша нейропсихологу до поступления в школу – можно начинать  работать с детьми четырех летнего возраста.

по материалам Центра детской нейропсихологии имени А.Р. Лурия, г. Москва